Shakuhachi (Сякухати, Хотику)

Сякухати - японская бамбуковая продольная флейта. Имеет яркое, звонкое звучание, которое может меняться в зависимости от навыков играющего, имеет крайне широкий тембр за счет отсутствия мундштука или свистка: звук извлекается с помощью клина - утагути, на который музыкант направляет струю воздуха.

Есть легенда происхождения сякухати: монах странствовал по городам древней Японии и рассказывал всем о своем учении, привлекая внимание горожан звоном своего колокольчика. Один последователь настолько вдохновился своим учителем, что срезал ствол бамбука и вырезал из него флейту, звучание которой напоминало музыку колокольчика сенсея.
В Японии существует дзэнская школа, последователи которой - монахи комусо, достигают просветления игрой на сякухати. Традиционно они носят на своей голове особую шляпу тэнгай, полностью скрывающую лицо играющего.

Сякухати имеет множество разновидностей, которые зависят от длинны инструмента, формы клина, среза бамбука, обработки внутреннего канала и т.д. Наиболее популярная разновидность сяку - флейта хотику, изготовленная из цельного, корневого бамбука с толстыми массивными стенками.

Звучание хотику ниже традиционной сякухати, ветренное, природное. Хотику подражает звучанию шелеста листвы, моря - огромнейший спектр звучания. Это медитативная флейта.

Игра

Играть на сякухати и хотику сложно. Необходима ежедневная практика и упорство
На мой взгляд, на сяку играть сложнее, если сравнивать с другими упоминаемыми в треде духовыми. Но всегда помни о том, что терпение и труд (вместе с желанием) - абсолютно все перетрут.
Тебе необходимо будет научиться извлекать звук из клина инструмента. Можешь заютубить: "как играть на сякухати".
Все остальное - то же самое, что и на других духовых инструментах (ну почти): закрываешь все отверстия пальцами - получаешь самый низкий звук. Приоткрываешь самое нижнее - следующая по высоте нота. Ну и так по порядку.

Аппликатуры:

shakuhachi-fingering-2 shakuhachi-fingering-3

Чтение катаканы

shakuhachi-fingering-1
shakuhachi-katakana-read-1 shakuhachi-katakana-read-2

Уход

За сяку ухаживать тяжелее (опять-таки, в сравнении же): традиционно она бамбуковая, а бамбук крайне чувствителен к перепадам температуры и влажности (как и дерево, так-то, но ещё более чувствителен).

Если инструмент не обмотан ниточками, то сделать это придется тебе самому. Профилактика потрескивания!
Схема обмотки:

shakuhachi-winding

Не храни инструмент в очень сухом или очень влажном помещении, не клади на места пути холодного/горячего воздуха (форточки, подоконники, батареи, пол и т.д.), перед игрой согревай инструмент своими руками, а после игры - протирай внутри мягкой тряпочкой от влаги.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License