Выбор блокфлейты

Чисто субъективный гайд о том, какую блокфлейту выбрать.

В первую очередь всегда необходимо будет определиться: а какую музыку ты хочешь играть? Ответ на этот вопрос определяет то, какой системы выбрать флейту (английскую или барокко), какой материал предпочтительнее (пластик или дерево), вид блокфлейты (сопранино-сопрано-альт-тенор-бас и т.д.) и её устройство (сдвоенные или одинарные отверстия).
Например, если ты мечтаешь о том, чтобы играть классическую музыку, то стоит обратить больше внимания на деревянные (недорогие деревянные модели блокфлейт звучат более канонично для классической музыки, нежели те же пластиковые флейты за ту же цену) флейты барочной системы регистра сопрано или альта (наиболее популярные виды блокфлейт. Для них написано большинство партий). Если ты любишь играть больше современную музыку, то можешь смело брать и пластиковые модели абсолютно любого (главное подходящего по композиции) регистра германской системы.

А теперь, немного поподробнее о каждом пункте.

Система.

Достаточно важный пункт для нас, ведь именно от системы зависит аппликатура нашего инструмента (грубо говоря, какие дырки надо будет зажать для извлечения определенного звука). Барочная система отличается от германской звукоизвлечением нот фа, фа# и соль# октавой выше. Ничего в целом страшного, но новичкам в мире духовых это может создать первое время некие трудности с игрой да и с запоминанием аппликатуры в целом. Барочная система считается более профессиональной, нежели германская.
Германская же система будет проще в освоении, но не на много. Эта система в классической музыке не пользуется популярностью как барочная. В целом, все-таки новичкам лично я рекомендую сначала начинать с германской системы.

Материал.

Грубо говоря, блокфлейты по материалу разбиваются лишь на 4 вида: деревянные, пластиковые, смешанные и из какого-либо другого материала. Четвертый пункт рассматривать мы не будем. Пластиковые флейты как правило недорогие, неприхотливые. Их трудно испортить и они всегда будут строить (конечно, если первоначально флейта строила). Играть на них можно хоть под водой, хоть в вакууме - ничего самому инструменту не будет. Кстати, конденсатор внутри свистка так же будет не часто вас донимать, что продлевает удовольствие соседей от ваших репетиций на часы. Минусы у данной флейты относительные: достаточно многим людям не нравится звучание недорогих пластиковых флейт (естественно, существуют инструменты из дорогих специальных так называемых акустических пластиков, что совершенно не уступают в звучании самым лучшим флейтам-деревяшкам), в оркестры с пластиковым инструментом вас не возьмут и как правило пластиковые флейты изготовляются с узким внутренним канальцем, что существенно увеличивает давление внутри флейты, что может привести на первых уроках к трудностям звукоизвлечения самых низких нот. Зато высокие ноты, которые требуют полуоткрытия клапана, будут извлекаться на ура. Сюда можно было бы отнести и внешний вид флейты: пластиковые выглядят как правило не так презентабельно. Есть люди, что жалуются на то, что им неприятно держать искусственный и ненатуральный материал в руках и тем более совать его в рот. Другое дело деревяшка…

Деревянные флейты считаются наиболее каноничными в звучании. Выглядят более солидно, но и стоят они намного выше пластиковых собратьев. Звук очень здорово различается среди этих флейт: очень многое зависит от древесины. Например, у груши очень яркое и теплое звучание, как правило с массой призвуков, что достаточно часто любят в фолк-музыке (сюда же можно отнести почти все фруктовые деревья). Клен по звучанию более мягок и холоден (на мой взгляд, самое интересное дерево среди остальных, с которым надо работать первое время, чтобы прочувствовать инструмент, его звучание), палисандр нечто среднее как правило между кленом и грушей: вроде бы и кажется первое время холодным, но как только разыграется сразу появляется просто масса теплых ноток, бархатистый тембр. Но деревянные флейты очень капризны и требуют постоянного ухода. Конденсат частенько может сопровождать вашу игру в неподходящем для репетиций по температуре помещении. После игры необходимо будет в идеале протирать внутреннее канальце инструмента тряпочкой. Так же периодически стоит промазывать флейту специальным маслом для деревянных муз. инструментов или маслом льняным. Такой уход позволяет дереву очень долго находиться в форме. Дерево так же имеет свойство усыхаться или наоборот сильно разбухать (зависит от температурно-влажностного режима в помещении, частота репетиций, качество ухода за инструментом), что может здорово пошатнуть строй (например, у меня одна модель усохла из-за того, что я на ней не часто играл, хотя соблюдал все остальные необходимые пункты. Так вот. Теперь не строит и требует постепенного восстановления). Ну и конечно не стоит играть на них под водой или на морозе, не стоит оставлять на сквозняках или наоборот рядом с батареями.
Смешанные флейты считаются самыми оптимальными как для новичков, так и для профессиональных музыкантов. Совмещают в себе удобство пластиковых свистков (практически отсутствие конденсата) и приятное звучание корпуса от деревянных флейт. Так же за ними легче ухаживать, нежели за полностью деревянными моделями в силу того, что сам свисток уже обрабатывать не надо ( а в его обработке есть несколько специфических особенностей).

Флейты из иных материалов. Сюда относится стекло, метал, бамбук, морковки и любые иные крайне нестандартные и редко встречающиеся экземпляры. Смотрите по ситуации и ориентируйтесь чисто на свой личный вкус. Напоследок хотелось сказать вот что: не важно, солидно ли выглядит инструмент, дорогой ли он или нет, тяжело ли за ним ухаживать или наоборот просто. Всегда помните о том, что главное здесь по большей части только ваше личное мнение и ваша любовь к звучанию инструмента. Да, какой-то инструмент потребует к себе больше терпения, но на самом деле мелочи.

Тональность блокфлейты.

Тут все чуточку проще. В первую очередь отталкивайтесь от того, какое по высоте звучание вам самим ближе всего. Не стоит мучать себя писклявыми сопранино и сопрано, если вам безумно нравится бархатистый тембр тенора или даже баса. В первую очередь ведь для нас это удовольствие от репетиций, удовольствие от звучания инструментов. Да, есть такой момент, что флейты альт, бас и сопранино отличаются по аппликатуре от все тех же сопрано и теноров, что может привести к некой путанице для новичков по началу. Да, есть так же и момент растяжки пальцев (на сопранино и сопрано она не требуется, а уже альт и бас потребуют. На теноре так вообще не каждый сможет поиграть в силу простейшей физиологии коротеньких пальцев, но это вы уж смотрите по своей ситуации, хорошо?), но эти все моменты вы легко преодолеете, если вас самих будет влечь к инструменту, будет нравится его звучание. Я вам это гарантирую.
Конечно, тут стоит упомянуть ещё момент, что если вы хотите играть конкретную мелодию с конкретным строгим диапазоном, то тут хочешь-не хочешь, но надо выбрать соответствующую по диапазону флейту. Тут уж ничего не поделать. Вы выбрали мелодию, так ведь?

Сдвоенные или одинарные отверстия?

Сдвоенные отверстия как правило это два самых последних отверстия у блофейлейты. Они необходимы для наиболее удобного звукоизвлечения полутонов на тех нотах, за которые эти два отверстия отвечают. На сдвоенных достаточно просто закрыть одну из дырок, когда как на одинарных отверстиях придется извращаться с полузакрытием. Тут уже требуется ловкость пальцев, отточенная техника и конечно же слух, тобы определить как точно ты попал в нужную ноту. И так, если вам в композиции на сопрано флейте потребуется извлечь, например, ре#-до#, то стоит задуматься о том, чтобы играть композицию на флейте со сдвоенными дырками. Если композиция не требует звукоизвлечения данных звуков - то не стоит заморачиваться и можно взять простую флейту с одинарными отверстиями.

Цельный инструмент или разбирающийся?

Самое распространенный вид блокфлейт - это инструмент с откручивающейся головкой-свистком, но встречаются и инструменты из цельного куска пластика или дерева, либо наоборот с откручивающимся нижним коленом (та часть с последними двумя дырками).

Если инструмент разбирается, то во-первых его легче чистить. За ним легче ухаживать. Данный вопрос больше актуален для деревянных моделей. Но самое важное это то, что откручивающаяся головка позволяет инструменту подстраиваться при необходимости под другие инструменты, если оказалось, что флейта слегка завышена - просто чуть приоткрути головку и все будет отлично. Естественно на цельных инструментах данный фокус не провернуть.

Откручивающееся нижнее колено достаточно редкий вариант для блокфлейт, но очень многих новичков он смущает: влияет ли он на что-либо вообще? В целом - не влияет. Единственное, если вы настолько ярый левша, то можете изменить положение ваших рук и подстроить нижнее колено под себя (при условии, что дырки на теле флейты расположены в линию). Конечно, правши так
же могут подстраивать инструмент так, как удобно их мизинцу.

Производитель

В целом, между ними практически разницы нет. Для начинающих это Yamaha, Hohner и Ellise (если бюджет музыканта примерно до 1000-2000 рублей). Более продвинутые флейтисты как правило выбирают Mollenhauer (если музыкант готов приобрести хороший инструмент от 2000 рублей и выше. Есть Молленхауэры и за более дешевую сумму, но их не рекомендуют брать. Не знаю почему).

Особый спор в основном возникает между Yamaha и Hohner. Что же лучше? Мне кажется, в целом Ямаха. Ещё ни разу не попадался от них не строящий инструмент с какими-либо косяками. Пластиковые Ямахи звучат вполне прилично и звучание их отлично подходит для игры музыки барокко. У Хонера пластик звучит не так ярко и насыщенно как правило, но зато этот производитель выпускает недорогие деревянные блокфлейты, что по карману каждому начинающему музыканту. Ещё так же привлекательно разнообразие звучаний среди моделей Хонера (лично у меня уже несколько инструментов в коллекции). Не многие люди это одобряют, но я не вижу в этом абсолютно ничего плохого, так как каждый музыкант найдет свой звук по своей душе. У Хонера иногда попадались не строящие инструменты, поэтому будьте осторожны и при покупке обязательно просите тюнер.

Упомянул я так же и производителя Ellise. Эти флейты очень недорогие (раза в 2 ниже по цене, нежели Хонер) и многие находят их звучание опять-таки неклассическим, не каноничным, отчасти очень искусственным. Но повторюсь: выбор звучания инструмента дело абсолютно субъективное. Блокфлейты от Эллис хоть и дешевые, но вполне хорошие, и мне так же не попадались не строящие инструменты или инструменты с какими-либо иными дефектами. Единственное, что стоит отметить: узкий канал у флейт, что может составить некоторые трудности при первых звукоизвлечениях нижних нот. Ну и как правило цельность всего корпуса.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License